Государственное специальное (коррекционное) образовательное учреждение для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья "Специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат № 4 I и II вида" г. Сыктывкара

фотография г.Сыктывкара

История

Школа – интернат №4, является правопреемником муниципальной школы-интерната № 4, которая образовалась из  двух слившихся муниципальных школ-интернатов №4 и №5, статус которых был определён в 1998 году.  В дальнейшем, школа-интернат №4  передана из муниципальной собственности    администрации Муниципального образования «Город Сыктывкар» в государственную собственность Республики Коми в соответствии с распоряжением Правительства   Республики Коми от 26.09.2005г. №361-Р.  Школа-интернат подведомственна Министерству образования  Республики Коми,  осуществляющему    организационно-методическое руководство и контроль за деятельностью Школы-интерната.

Основные цели и задачи          

 1. Основной целью Школы-интерната  является создание благоприятных условий,       способствующих формированию навыков к умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, самостоятельной жизни и социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество.

2.   Основными задачами Школы-интерната  являются:-  осуществление образовательного процесса путем обеспечения личностного развития воспитанников для успешной их социализации и интеграции в общество;-   реализация образовательных программ начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учрежденийI и II вида; специальных           программ для детей со сложной структурой дефекта начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, специальных программ для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов, начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида; - создание благоприятных условий, приближенных к домашним, способствующих  умственному, эмоциональному и физическому развитию личности, с целью коррекции   отклонений, путем реализации программ дополнительного образования художественно- эстетической направленности, реализуемых на основании «Положения о дополнительныхобразовательных программах художественно- эстетической направленности» - обеспечение социально-правовой защиты, комплексной медико-психолого-педагогической реабилитации и социальной адаптации воспитанников; охрана прав и интересов воспитанников;- освоение образовательных программ, обучение и воспитание в интересах личности, общества и государства;- обеспечение охраны и укрепления здоровья воспитанников;- воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к  Родине и окружающей  природе.             

3.  Школа-интернат  реализует общеобразовательные программы  начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида, специальные  программы для детей со сложной структурой дефекта начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида; специальные программы для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида, дополнительные образовательные программы художественно-эстетической направленности, реализуемые на основании «Положения о дополнительных образовательных программах художественно-эстетической направленности»

4.   Для реализации основных задач Школа-интернат  имеет право:  - самостоятельно с учетом государственных образовательных стандартов разрабатывать,   принимать и реализовывать образовательные программы; - самостоятельно по согласованию с  Министерством образования Республики Коми разрабатывать и утверждать учебный план, годовой календарный учебный график и расписание занятий;- выбирать формы, средства и методы обучения и воспитания, учебные пособия;- реализовать дополнительные образовательные программы;- самостоятельно распоряжаться в соответствии с  законодательством Российской Федерации средствами,  полученными за счет внебюджетных источников;- приобретать акции, облигации, ценные бумаги и получать по ним доход, вести  предпринимательскую и иную приносящую доход деятельность, не запрещенную законодательством Российской Федерации и не приносящую   ущерб основной уставной деятельности школы-интерната;- устанавливать прямые связи с  зарубежными предприятиями, учреждениями и организациями; - осуществлять внешнеэкономическую деятельность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.             

5. Школа-интернат  несет ответственность перед учредителем, обществом и государством за реализацию своих целей и задач, соответствие выбранных форм организации учебно-воспитательного процесса возрастным, психофизиологическим особенностям воспитанников, требованиям охраны здоровья детей.             

6. Школа-интернат  вправе осуществлять предпринимательскую деятельность лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано.             

7. Платные услуги не могут быть оказаны взамен или в рамках основной деятельности Школы-интерната, финансовое обеспечение которого осуществляется за счет средств республиканского бюджета Республики Коми.             

8. Дополнительные платные услуги не могут осуществляться, если их выполнение приведет к снижению уровня предоставленных услуг по основной деятельности.
 

Образовательный процесс

              1. Школа-интернат  осуществляет образовательную деятельность по реализации программ  начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I и II вида; специальных  программ для детей со сложной структурой дефекта начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида, специальных программ для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов, начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида; дополнительных образовательных программ художественно-эстетической направленности, реализуемых на основании «Положения о дополнительных образовательных программах художественно-эстетической направленности»;  содержание и воспитание воспитанников. Обучение слабослышащих и неслышащих детей в школе-интернате имеет коррекционную направленность, способствующую преодолению отклонений в развитии. Создаются следующие классы для дифференцированного подхода к обучающимся:классы I вида – создаются для обучения и воспитания неслышащих детей, их всестороннего развития в тесной связи с формированием словесной речи, как средства общения и мышления на слухозрительной основе, коррекции и компенсации отклонений в их психофизическом развитии, для получения общеобразовательной, трудовой и социальной подготовки к самостоятельной жизни; классы II вида – создаются для обучения и воспитания слабослышащих детей (имеющих частичную потерю слуха и различную степень недоразвития речи) и позднооглохших детей (оглохших в дошкольном или школьном возрасте, но сохранивших самостоятельную речь), всестороннего их развития на основе формирования словесной речи, подготовки к свободному речевому общению на слуховой и слухозрительной основе. В ходе всего образовательного процесса особое внимание уделяется развитию слухового восприятия и работе над формированием устной речи. Воспитанникам обеспечивается активная речевая практика путем создания слухо-речевой среды (с использованием звукоусиливающей аппаратуры), позволяющей формировать на слуховой основе речь, приближенную к естественному звучанию. Для дифференцированного подхода в обучении слабослышащих и позднооглохших детей создаются два отделения: I отделение - для воспитанников с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением  слуха   II отделение - для воспитанников с глубоким недоразвитием речи, обусловленным  нарушением слуха.  Для детей со сложной структурой дефекта (умственной отсталостью, задержкой психического развития и др.) организуются классы, работа в которых проводится по специальным коррекционным  учебным планам и программам.              

2. Школа-интернат  осуществляет образовательный процесс в соответствии с уровнями общеобразовательных программ двух ступеней общего образования.               1 ступень  -  включает реализацию программ начального общего образования. Обеспечивает  развитие обучающихся, овладение чтением, письмом, счетом, основными умениями и навыками учебной деятельности, элементами теоретического мышления, простейшими навыками самоконтроля учебных действий, культуры поведения и речи, основами личной гигиены и здорового образа жизни. Осуществляет коррекцию словесной речи на основе использования развивающей слуховой функции и навыков слухозрительного восприятия, накопления словарного запаса, навыков связной речи, развития внятной речи, приближенной к естественному звучанию. Нормативный срок освоения программ начального общего образования в классах  I вида - 5-6 лет (или 6-7 лет с учетом подготовительного класса); II вида – 4-5 лет в 1 отделении, 5-6 или 6-7 лет во 2 отделении.       Начальное общее образование является базой для получения основного общего образования.              2 ступень  - включает реализацию программ основного общего образования. На этой ступени обеспечивается качественное освоение обучающимися общеобразовательных программ основного общего образования, с учетом становления и формирования личности обучающихся, их склонностей, интересов и созданной материально-технической базы. Проводится коррекционная работа по дальнейшему развитию речи, слухового восприятия и навыков произношения. Нормативный срок освоения в классах I вида – 5-6 лет,  II вида - 6 лет в 1 и 2 отделениях.       Основное общее образование является базой для получения среднего (полного) общего образования, начального и среднего профессионального образования.       Реализация специальных программ  для детей со сложной  структурой дефекта начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I вида и специальных программ для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов, начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений II вида  осуществляется в 1-9 классах с целью  коррекции отклонений в их развитии средствами образования и трудовой подготовки, а также социально-психологической реабилитации для последующей интеграции в общество. В первые четыре года осуществляется всестороннее психолого-медико-педагогическое изучение личности умственно отсталого воспитанника, выявление его возможностей и индивидуальных особенностей с целью выработки форм и методов организации образовательного процесса. Воспитанникам прививается интерес к получению знаний, формируются навыки учебной деятельности, самостоятельности. Проводится работа по общему и речевому развитию воспитанников, коррекции нарушений моторики, отклонений в интеллектуальной и эмоционально-волевой сферах, поведении. В старших классах (группах) воспитанники получают знания по общеобразовательным предметам, имеющим практическую направленность и соответствующим их психофизическим возможностям, навыки по различным профилям труда.             

3. Направление в школу-интернат осуществляется только с согласия родителей  (законных представителей) и по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.             

4. В целях преодоления отклонений в развитии воспитанников в школе-интернате проводятся групповые и индивидуальные коррекционные занятия.             

5. В 1-й класс зачисляются дети с 7-летнего возраста, посещавшие дошкольные образовательные учреждения. Для детей 6-7-летнего возраста, не посещавших дошкольные образовательные учреждения, может быть организован подготовительный класс.                                                                                      

6. Количество классов в школе-интернате определяется в зависимости от санитарных норм и условий для осуществления образовательного процесса.                                                      Предельная наполняемость класса (группы) устанавливается в зависимости от вида класса:  - для неслышащих (I вида) -  6 человек;   - для слабослышащих и позднооглохших  (II вида):  - с легким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (1 отделение) – 10  человек- с глубоким недоразвитием речи, обусловленным нарушением слуха (2 отделение) – 6 человек  - для детей, имеющих сложные дефекты – 5 человек               

7. В классы для детей со сложной структурой дефекта начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений I  вида и для обучающихся, имеющих сочетание двух первичных дефектов начального общего, основного общего образования специальных (коррекционных) образовательных учреждений IIвида- учащиеся переводятся с согласия родителей (законных представителей) по заключению психолого-медико-педагогической комиссии.               

8.  Продолжительность обучения в школе-интернате  определяется из расчета 34 учебных недель, в подготовительном и 1 классах - 33 недели.  Учебный год включает четыре четверти, начинается с 1 сентября; если это число приходится на выходной день, в этом случае учебный год начинается в первый, следующий за ним рабочий день. Продолжительность каникул устанавливается в течение учебного года не менее 30 календарных дней. Для учащихся подготовительного и первого класса в течение года устанавливаются дополнительные недельные каникулы.

9. Режим функционирования школы устанавливается следующий:- 45-минутная продолжительность урока;- 6-дневная учебная неделя;- для подготовительных и 1 классов устанавливается 5-дневная учебная неделя с продолжительностью уроков не более 35 минут.               

10. Распорядок занятий, продолжительность уроков и перерывов между ними устанавливаются расписанием занятий и режимом дня, утвержденным директором.           

11. При проведении занятий по трудовому обучению в 5-10 классах, класс делится на две подгруппы. При делении класса на подгруппы учитывается профиль трудового обучения.              

12. Дисциплина в школе поддерживается на основе уважения человеческого достоинства обучающихся. Применение методов физического и психологического насилия по отношению к обучающимся не допускается.              

13. Школа-интернат знакомит родителей (законных представителей) обучающихся с Уставом и другими документами, регламентирующими организацию учебного и воспитательного  процесса учреждения, а также с оценками успеваемости.

14. Обучение и воспитание в школе-интернате осуществляется на русском языке.               

15. Содержание начального общего и основного общего образования обучающихся определяется общеобразовательными программами, принимаемыми и реализуемыми школой-интернатом  самостоятельно на основе государственных образовательных стандартов, исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников.             

16. Результатом усвоения учебного материала, тем (разделов) учебных предметов является пятибалльная отметка, выставляемая учителем как на уроке, так и по окончании изучения раздела или темы, четверти, полугодия, учебного года.             

17.Обучающиеся, освоившие в полном объеме образовательные программы, переводятся в следующий класс. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность по одному предмету, могут быть по решению педагогического совета переведены в следующий класс условно. Ответственность за ликвидацию академической задолженности в течение следующего учебного года возлагается на их родителей (законных представителей).             

18. Обучающиеся, не освоившие в полном объеме программу учебного года и имеющие академическую задолженность по 2 и более предметам, решением педагогического совета оставляются на повторное обучение.             

19. Организация образовательного процесса, продолжительность и сроки обучения на каждой ступени обучения регламентируются учебным планом, годовым календарным учебным графиком и расписанием занятий, разрабатываемыми и утверждаемыми школой-интернатом самостоятельно.              

20. По решению органа управления школы-интерната  и с согласия ОПДН за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения устава школы-интерната  допускается исключение из данного образовательного учреждения обучающихся, достигших пятнадцатилетнего возраста. Решение об исключении детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, принимаются с согласия органов опеки и попечительства.

21. Отчисление учащихся оформляется приказом директора на следующих основаниях:- по желанию родителей (законных представителей);- по решению психолого-медико-педагогической комиссии  для продолжения образования     обучающегося в другом учебном заведении;- по окончании 9 вспомогательного  класса;- за совершение противоправных действий, грубые и неоднократные нарушения Правил для учащихся и Устава школы-интерната по достижению 15-летнего возраста в соответствии с действующим законодательством.                

22. Администрация школы-интерната несет ответственность за соответствие общеобразовательных программ, принятых к реализации.              

23. Освоение образовательных программ основного общего образования завершается обязательной итоговой аттестацией выпускников. Итоговая аттестация обучающихся проводится по решению педагогического Совета. Школа-интернат выдает лицам, прошедшим аттестацию, документ государственного образца о соответствующем образовании. Документ заверяется печатью образовательного учреждения.  Документ об образовании является необходимым условием для продолжения обучения в государственном, муниципальном образовательном учреждении последующего уровня образования.

Контактные данные:

код города: 8(912)

приёмная тел./факс: - 23-27-86

бухгалтерия тел./факс: - 23-21-07

дежурный: 23-26-10

E-MAIL: shk-int@mail.ru